Можно ли верить сновидениям?

Размещено Авг 2, 2017 в Вопрос-ответ

Православные часто задают себе вопрос — можно ли верить снам и надо ли им предавать какое-либо значение? Существует немало высказываний святых отцов и богословов о правильном отношении к сновидениям и их значении для духовной жизни.

Хотелось бы привести несколько из них.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о чем мечтает и философствует, то же проявляется и во сне. Если весь день проходит в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях. Если же она всё время поучается в вещах божественных и небесных, и во время сна она входит в них и умудряется этими видениями».

Прекрасный миссионер, священник начала ХХ века протоиерей Александр Ельчанинов говорил следующее: «Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся — тогда всплывают из глубин подсознания первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубинные пласты нашей души, и мы более, чем когда-либо, являемся сами собой. Типичные же для наших снов образы, видения и душевные состояния есть самые верные, ничем не скрытые проявления наших личностных качеств». Другими словами, чем чище человек внутренне, тем менее к нему будут приходить недобрые, грубые и греховные сновидения. И наоборот: чем человек грешнее, тем больше его будут беспокоить всякие недобрые сны.

При достаточно объективной умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь нам в познании себя и на многое открыть нам глаза.

Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.

Святитель Феофан Затворник по этому поводу приводит следующий пример:

«В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братией. К несчастью, он всегда верил всякого рода сновидениям. Дух искуситель весьма радовался, когда находил уязвимую сторону человека, с которой мог легко его победить. Враг нашего спасения всей адской силой вооружился на этого инока. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенной молитвы вздремывал, тот начинал показывать ему сновидения. Сначала безвредные, чтобы тем более обольстить несчастного. В какую строну старец не толковал их, каждый сон оправдывался наяву.

Наконец, увидев, что заблудший старец верит всему, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним будущую жизнь, изобразив, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасном темном месте, терзаемые отчаянием. А с другой стороны вместе с пророками и древними патриархами ликует народ еврейский, и Бог Отец указывает на них перстом и говорит: “Се, чада Мои”. Старец от ужаса пробудился и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником иудаизма — той религии, которая убила Христа.

Но Бог очень долготерпелив и правосуден. Через три года Он послал на бывшего инока очень тяжкую и лютую болезнь. Гнила плоть его, и отступник в ужасных мучениях предал  дух свой. Этим свидетельствуем, что отношение к снам должно быть крайне осторожным, и всякий человек, который не понимает значения явленного ему сновидения, должен не принимать и не толковать его».

Тот же святитель Феофан говорит: «Вы спрашиваете, можно ли верить снам. Лучше не верить  , потому что враг и наяву много пускает наветов в голову, а во сне это сделать ему ещё удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Бога за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу вашу и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из Евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаза ваши умственные направляйте к Евангельскому слову. Держите на них всё внимание,  и дурные мысли тотчас же оставят вас».

Протоиерей Василий Стецяк, преподаватель ВСВПБК («Катехизис»)

Перейти к верхней панели