Преподаватель ВСВПБК провел лекцию в духовно-просветительском центре при Кафедральном соборе УПЦ

Размещено Июн 26, 2017 в Новости курсов

Преподаватель Высших Свято-Владимирских православных богословских курсов, архитектор иерей Олег Степанов 23 июня провел в галерее «Соборная» духовно-просветительского центра, действующего при Кафедральном Соборе УПЦ в честь Воскресения Христова, лекцию на тему «Афон — архитектура духа». Лекция прошла в рамках цикла просветительских бесед «Навечерие».

Отец Олег постарался не просто поделиться знаниями, но и передать атмосферу Сада Богородицы (как ещё называют Святую Гору). Свой рассказ он сопровождал показом на экране видео, фотографий и схем.

Вначале священник напомнил общие сведения о земном уделе Божией Матери. История Святой Горы, количество монастырей и их статусы, особенности совершения паломничества, запрет посещения Афона женщинами (редкие случаи его нарушения и их последствия)…

По его словам, сегодня на Святой Горе проживают около 2000 монахов. «Пока мы мирно спим ночью, на Афоне совершается от 200 до 300 Литургий — бескровных жертв за нас, за мир в мире и, в том числе, за мир в Украине», — отметил лектор, добавив, что о том же молятся и паломники – восточные славяне.

Перейдя к теме архитектуры, отец Олег отметил: «Святая Гора Афон является сокровищницей архитектурных памятников и находится под охраной ЮНЕСКО».

«Все мы имеем общее представление о том, какие здания есть в монастырях — главный храм, колокольня, паломнические корпуса, трапезная, колодец и прочее. Но в афонских монастырях есть свои особенности», — сказал лектор.

Святогорские молитвенные сооружения священник-архитектор поделил на несколько типов:

– монастыри (в них есть кафоликон (главный храм), параклисы (небольшие храмы, где совершаются чтение акафиста и, возможно, молебны), монашеские келии, библиотека, хозяйственные постройки, синодикон (дом настоятеля, где хранится синодик обители), архондарик (гостиница для паломников), причал и пр.);
– скиты (главный храм называется кириаконом);
– келии (небольшое отдельное жилое здание в 2-3 этажа, храм, хозяйственное помещение и удел земли);
– каливы (небольшая хижина, домовой храм, нет земельных угодий, но подведена вода);
– ксерокаливы (небольшая хижина, храма и земельного участка нет, вода не подведена);
– кафизмы (небольшая хижина рядом с монастырем, иногда может быть храм);
– исихастирии (это самое аскетичное жилище — пещера; храма нет).

В монастырях (всего их 20), как правило, живут более 10 монахов, в скитах (12) — до 10-ти, келиях — от 3-х до 9-ти, каливах (325) и ксерокаливах — 1-2 монаха, кафизмах (около 10) — по одному монаху (он при этом может иметь свою келью в монастыре, в который приходит на воскресное богослужение и общую трапезу). В исихастирии подвизается один монах.


Фото soborna.church.ua

Скиты иногда могут быть больше монастырей. Например, самый крупный на Балканах собор находится в Андреевском скиту (в прошлом в нем подвизались восточные славяне, ныне принадлежит грекам).

«Все 20 монастырей Афона имеют общее характерное устройство», — сказал отец Олег. По его словам, поскольку в старину не редким явлением было нападение пиратов, а затем турок, каждый монастырь Афона — крепость, мощные стены которой одновременно являются зданиями. Кроме главного входа, как правило, есть и малый — для ухода братии в лес или же ведущий к монастырским угодьям. С высокой башни всегда один из монахов осматривал море, чтобы вовремя заметить приближающиеся корабли врагов. В этой же башне братия монастыря могла уединяться для ведения привычного молитвенного образа жизни в случае длительной осады.

По центру территории каждой обители находится главный храм (их может быть два — старый и более вместительный новый). Все святогорские кафоликоны (за исключением Свято-Успенской базилики в столице монашеской республики — Карее — и храма в обители Ставроникита) имеют характерные особенности. Так, каждый пришедший в церковь сначала проходит через ризонартекс — внешнюю галерею с колоннами как бы на паперти храма. Далее — наружный и внутренний (литийный) нартексы (притворы), разделенные стеной или колоннами. Именно во внутреннем нартексе совершается лития.

Макет Великой лавры святого Афанасия. Фото soborna.church.ua

Афонские храмы трехконховые — в них нет балконов для хоров, вместо них оборудованы места слева и справа от центральной подкупольной части церкви. При этом певчие и чтецы стоят вокруг небольшого столика. «Что интересно: сербы называют эти места певницами, — сказал отец Олег. — Под влиянием Афона храмы такого устройства появляются и на Руси. В том числе, характерный храм в Украине — Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском».

Также афонский архитектурный стиль характеризует наличие пристроенных с севера и юга часовен или параклисов, где совершаются службы после окончания основного богослужения.

Лектор продемонстрировал на экране множество фотографий афонитов. «Многих из этих монахов, может, уже нет. Но так или иначе — их лица умиляют. Видно, насколько эти люди далеки от мира и насколько близки к Богу», — прокомментировал он.

«Когда ты ступаешь на землю Святой Горы, стираются понятия гражданства, социального статуса. Там можно встретить и очень известных, богатых людей, и очень простых людей. Все чувствуют себя равными перед Богом и братьями. Это то, что действительно очень запоминается», — поделился отец Олег.

В завершение встречи каждый мог прикоснуться к камешку, привезенному священником с вершины Афона.

В сентябре в галерее «Соборная» планируется цикл лекций отца Олега, посвященных архитектуре Святой Горы.

По материалам foma.in.ua.

Перейти к верхней панели