Откуда происходит традиция освящать в храме плоды и свечи?

Размещено Фев 15, 2017 в Вопрос-ответ

Откуда пошла традиция приносить что-либо в храм для освящения (на Преображение – яблоки, в день памяти мчч Маккавеев – мед и зелья и т.д.)? Почему на Сретение освящают свечи?

Традиция приносить Богу первые плоды в благодарность за то, что Он дал милость, послал урожай, была ещё у древних иудеев. Из Ветхозаветной Церкви через вышедших на проповедь апостолов она закрепилась и в других краях. Ученики Спасителя учили этому своих преемников.

В Церкви первых веков после Литургии (Анафоры) все верующие собирались на агапу, трапезу, за которой они продолжали радость общения. У верующих была традиция за этой трапезой кормить за свой счет нуждающихся братьев и сестер. Такое посвящение Богу части своего имения стало основой традиции, распространенной сегодня.

В первую очередь, конечно, приносили хлеб. Почему и слово «проскомидия» (первая часть Литургии, во время которой заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения) переводится как «приношение».

Свечи употреблялись ещё во время богослужений в Иерусалимском храме. Представитель Ветхого Завета святой Симеон Богоприимец жил чаянием встречи с Мессией, Спасителем, и, встретив Его, произнес пророческие слова: «…видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» («…видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»).

Эти слова есть и в молитвах на освящение свечей. Господь есть свет, просвещающий тьму, не только для язычников, но и для всякого человека. И свеча символизирует это сияние Божьей славы. Мы молимся, чтобы и в нашей душе был свет любви к Богу, который бы просвещал тьму внутри нас, чтобы мы стали живой жертвой Богу на подобие этих свечей, принесенных в жертву от пчелиного воска и сот.

Кроме того, в народе говорят, что пчелиный продукт любого вида (даже падеж) человеку на пользу.

Сами пчелы — символ трудолюбия и послушания. Живут они в келиях-сотах, вместе, согласно существующему в пчелиных семьях уставу, — это такой как бы символ монашеского жития. Также, каждый аспект деятельности пчел есть Богу слава и пример трудолюбия человеку. Если бы человек трудился, как пчела, выполняя послушания, вся его жизнь была бы жертвой Богу. Об этом всем напоминает свеча, созданная из продукта деятельности пчел.

Традиция освящать на Сретение свечи началась с того времени, когда устанавливался этот праздник.

Протоиерей Иоанн Надич, преподаватель ВСВПБК («Ветхий Завет», «Библейская археология», «Текстология Нового Завета»)

Перейти к верхней панели