Почему Церковь взяла из Ветхого Завета только десять заповедей?

Размещено Дек 8, 2017 в Вопрос-ответ

Почему Православная Церковь взяла из Ветхого Завета десять заповедей, но не взяла другие правила из закона Моисея?

На вопрос отвечает преподаватель ВСВПБК («Новый Завет»), насельник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры иеромонах Лукиан (Коршунов).

– Не только десять заповедей, но и многие ветхозаветные правила, касающиеся взаимоотношений между человеком и Богом, человеком и человеком, перешли к нам, автоматически. Они неотъемлемы и никуда не исчезли. Обрядовые же установления, действительно, в Новом Завете были подкорректированы, многие не сохранились, потому что Новый Завет акцентирует внимание на более важных вещах.

Например, в Ветхом Завете был очень важен и постоянно исполняем закон об очищении, когда человек после того, как прошел по городу, побывал в каких-то местах, по возвращении домой должен был полностью обмыться. Для этого даже стояли специальные сосуды для очищения. Для нас исполнение этого закона, как и боязнь, например, прикоснуться к язычнику, понятно, не имеет никакого значения. Ведь мы должны сердцем не касаться ничего плохого, не принимать внутрь ни злых помыслов, ни лжеучений! Точно так же то, моешь ты руки перед едой или нет, — вопрос твоего личного здоровья.

Почему Господь не говорил о чистоте сердца в Ветхом Завете? Тогда ещё не было благодати, и на то, чтобы исполнять заповеди сердцем, у человека не было сил. Потому мы говорим, что Ветхий Завет был детоводителем ко Христу (готовил народ Израиля к тому, чтобы воплотился Мессия), чтобы далее спасать человека по благодати.

Человек, по невозможности исполнять закон сердцем, должен был исполнять определенные вещи только по букве, формально. И этим он служил Богу.

Например, в Ветхом Завете сказано: «Не убий». Человек должен был хотя бы формально сохранить человеколюбие, не причинить никому зла делом. А не согрешить помышлением (например, не подумать плохо о человеке, о чем говорит Христос в Новом Завете) — это уже высшее достижение, которое испорченному грехом человечеству собственными силами невозможно исполнить. Достичь совершенства в этом можно только при помощи Святого Духа, Который был дан в день Пятидесятницы. Ветхозаветному человечеству нужно было Его ещё дождаться.

Сейчас же уже есть благодать, «немощная врачущая и оскудевающая восполняющая»*. Она укрепляет тех, кто не имеет собственных сил для достижения той  или иной добродетели.

Хотя многие предписания (касающиеся духовной, нравственной жизни) перешли в нашу жизнь, а обрядовые законы уже не уместны, это не значит, что последние нас ничему не учат.

Так, часто ветхозаветные предписания являются для нас символами. Например, напоминание о ветхозаветном правиле об умывании рук перед вкушением пищи — знак того, что мы должны приступать к трапезе Господней, Причастию, с чистой душой.

В Ветхом Завете, мы видим, что Господь Своими постановлениями заботился об Израиле всецело, всеобъемлюще охватывая различные аспекты жизни. Так же и в установлениях новозаветной Церкви проявляется забота Бога о нас — например, всем известно, что посты имеют значение не только для здоровья души, но и для здоровья нашего тела.

Читая Ветхий Завет, стараясь понять, зачем то или иное установление было нужно, а теперь нет, мы развиваемся. Если мы стараемся осмыслить всё это, Господь, видя наши усилия, посылает благодать, которая будто освещает нас изнутри и дарует понимание. И если тебе открылась какая-то правда, значит, ты уже чего-то достиг в этих поисках и усилиях и приблизился к Богу.

* Из молитвы, читаемой при рукоположении в священнослужители.

Перейти к верхней панели