Сохранилось очень много всего. Пение псалмов, антифонное пение. Сохранилось исповедание грехов на службе, хотя мы видим, что теперь оно тайное (общественной исповеди уже нет). Сохранилось чтение Писания Ветхого и Нового Заветов.
Не осталось древней агапы, её рудимент — чин литии на всенощном бдении, когда мы употребляем хлебцы и вино. Также в форме рудимента сохранился чин оглашенных (и чин просвященных) на Литургии — когда мы их вспоминаем, «изгоняем» из храма.
В современном богослужении присутствуют элементы, указывающие на то, что Пасха в древности сопоставлялась с днем смерти Христа: в Страстную Пятницу и сегодня уже звучат отдельные пасхальные песнопения.
Также сохранились элементы древнейшей церковной практики поста: когда мы в определенные дни ничего не едим до вечера.
Разумеется, сама Литургия всегда сохраняла и сохраняет самое важное — освящение хлеба и вина. Древнейшие анафоральные молитвы (молитвы над хлебом и вином, во время которых они претворяются в Тело и Кровь Христовы) были всегда, начиная с І века. Хотя считается, что наиболее похожие по словесной форме на наши анафоры — анафоры ІІ века, которые встречаются у мученика Иустина Философа.
Есть множество и других моментов. Например, на вечерне исполняются песнопения «Свете Тихий», «Сподоби Господи», которые считаются очень древними.
Преподаватель ВСВПБК Алексей Яланский («Общецерковная история», «История Русской Православной Церкви», «Патрология»).