Почему Церковь держится юлианского календаря? Часть 1

Размещено Янв 21, 2017 в Вопрос-ответ

Почему Украинская Православная Церковь живет по юлианскому календарю? Какие его достоинства? В чем опасность перехода на другую систему летоисчисления для жизни Церкви в целом и судьбы конкретного человека? Об этом рассказал преподаватель ВСВПБК протоиерей Василий Стецяк.

Мир существует во времени, и Бог-Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. Системы счета, основанные на видимых движениях небесных тел (таких как Земля, Солнце, Луна), принято называть календарями (от лат. слова kalendae — первый день месяца у римлян).

Потребность упорядочивать время появилась уже на заре человеческой истории. Без этого были немыслимы общественная, хозяйственная и практическая жизнь любого народа. Без этого была немыслима и жизнь Церкви и представителей разных религиозных движений.

Ко времени признания Церкви в Римской империи человечество имело уже достаточный опыт в разработке календарей. Существовали еврейский, халдейский, египетский, китайский и др. календари. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал юлианский, разработанный александрийским астрономом Созигеном в 46 году до Р. Х. и принятый с 1 января 45 года до Р. Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Созиген составил календарь по поручению Юлия Цезаря, который на то время совмещал власть правителя и консула с титулом Pontifix Maximus, потому календарь так и стал называться — юлианский. Также имя выдающегося инициатора календарной реформы было закреплено внутри самого календаря: римский месяц квинтилий был переименован на июль.

В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а календарный год был определен протяженностью в 365 суток. При этом получалось, что астрономический год был немного больше календарного. И для устранения этого расхождения был введен високосный год: каждые четыре года в феврале добавлялся один день.

Зародившееся в І столетии христианство было уже подчинено принятому в Римской империи юлианскому календарю. В первые три века, в эпоху гонений на Христианскую Церковь, она в основном уделяла внимание своему выживанию, так что в то время церковных праздников было немного. Мы знаем, что Церковь отмечала Рождество и Богоявление, Благовещение Божией Матери, сохранились древние проповеди отцов на праздник Введение в храм Пречистой. Конечно же, праздновалась Пасха Господня — Воскресение нашего Спасителя.

Первые христиане тогда просто совершали богослужения и свято хранили воскресный день, чтили среду и пятницу как определенные дни памяти страстей Христовых.

Особо устанавливать и привязывать праздники к конкретному дню начали только с IV века. Именно тогда І Вселенский Собор (325 г., Никея) впервые провозгласил, что все Поместные Христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному — юлианскому — календарю. Это становится общей канвой всего христианского мира. Порядок богослужения, порядок самих праздников привязывается именно к этому календарю. С IV века утверждаются богослужебные тексты, святые отцы начинают устанавливать в привязке к определенным датам, единым для всех, праздники.

Отцы I Вселенского Собора также попытались ввести единообразие в праздновании величайшего и главнейшего христианского праздника — Пасхи. Он начинает отмечаться в первое воскресенье после наступления полнолуния, выпадающего на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из последовательности евангельских событий, связанных с крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха сохраняла свою историческую связь с ветхозаветной пасхой, которая праздновалась 14 нисана, но при этом была бы независима от неё и всегда праздновалась после неё. Если случалось совпадение, то правила предписывали перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы главный христианский праздник был переходящим (передвижным). Для этого солнечный календарь соединили с лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой её фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, то есть периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года.

Существует несколько таких циклов. Так, Александрийская Церковь с ІІІ века использовала наиболее точный 19-летний цикл. Римская Церковь употребляла 84-летний цикл, открытый афинским математиком Метоном (V век до Р. Х.), в VI веке она приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важное событие для жизни всей Церкви, так как с этого периода все христиане начали отмечать Пасху в один день. Продолжалось это почти до конца XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

В чем разница между григорианским и юлианским календарями?

Западные астрономы произвели в XVI веке исчисления и заявили, что юлианский календарь является истинным, но в нем есть некоторые погрешности. Ученые учли их, и 4 октября 1582 года папа Григорий XIII ввел новый календарь. Власть папы на то время была очень сильной, и королевские указы никак не могли повлиять на его волю. Так григорианский календарь стал общеобязательным для всей Западной Европы.

Интересно сказать о землях современной Украины. В XVI веке они входили в состав Речи Посполитой, и на то время приходится одна из самых трагичных страниц истории нашей Православной Церкви: происходит окатоличивание населения украинских земель и попытка насадить здесь григорианский календарь. И надо сказать, что люди всячески сопротивлялись, не желая его принимать. И тогда полная экспансия католицизма в Украине была признана неудачной. Римо-католическая церковь организовывает движение, которые мы именуем греко-католичеством, последователи которого в угоду своим лукавым идеям окатоличивания местного населения избрали восточный обряд (в том числе и восточный календарь), а административное подчинение и догматику оставили римскую.

В 1583 году папа Григорий ХІІІ пишет письмо Константинопольскому Патриарху Иеремии ІІ, в котором предлагает, поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, для идентичности документации перейти поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, на новый стиль. В этом же году Константинопольский Патриарх Иеремия ІІ собирает в Константинополе Собор, на который приглашает множество епископов и Иерусалимского Патриарха. Рассматривается календарная проблема и выносится суждение, в котором новый календарь полностью осуждается. В актах Собора говорится о том, что в Православной Восточной Церкви ни в коей мере не перейдут на новый григорианский календарь и будут держаться юлианского календаря, так как он по-настоящему точный и простой в употреблении. В документе присутствует даже очень жесткое утверждение о том, что те, кто переходит на григорианский календарь, не могут спасти свои души.

Но пройдет немного более 400 лет, и уже другой Константинопольский Патриарх Мелетий (человек очень сомнительной репутации), примет новый календарь, не только для Константинопольской Церкви, а и для многих Церквей — Александрийской, Антиохийской, Болгарской, Чешской, Польской и так далее. Под его давлением эти Церкви предадут старый юлианский календарь и перейдут на новый, григорианский.

Перейти к верхней панели