Почему Церковь держится юлианского календаря? Часть 2

Размещено Янв 27, 2017 в Вопрос-ответ

Почему Украинская Православная Церковь живет по юлианскому календарю? Какие его достоинства? В чем опасность перехода на другую систему летоисчисления для жизни Церкви в целом и судьбы конкретного человека? Публикуем продолжение рассказа преподавателя ВСВПБК протоиерея Василия Стецяка.

Ученые, анализируя календарную реформу римского папы Григория XIII, сразу начали замечать, что в этом календаре есть много недостатков. Уже в ХІХ веке стали подниматься голоса о реформировании этого календаря. Профессор одного из европейских университетов Б. Мидлер в 1864 году предложил вместо григорианского стиля употреблять более точный счет с 13-ю високосными годами каждые 120 лет. Американский астроном, основатель и президент Американского астрономического общества С. Ньюкомб высказывается за возвращение к юлианскому календарю. Один из выдающихся ученых, историков, канонистов Русской Церкви профессор Василий Васильевич Болотов выступил категорически против григорианского календаря. В частности, он говорил: «Я нахожу нежелательным или, лучше сказать, крайне нежелательным переход русского государства и Русской Церкви на григорианский календарь. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество пред всякими календарными исправлениями».

Также в ХІХ веке сербские богословы и историки начинают вводить в календарную жизнь Церкви и общества новый календарь — новоюлианский: когда Пасха праздновалась по юлианскому календарю, а неподвижные праздники (такие как Рождество Христово, Благовещение, Введение в храм Божией Матери, Рождество Богродицы, Воздвижение Креста Господня и др.) отмечались по григорианскому календарю.

Первые годы ХХ века связаны с особыми политическими потрясениями на европейском континенте: распадаются Австро-Венгерская и Российская империи, распадается Османская империя, начинаются разные националистические движения и каждый народ ищет своё место в Европе. Появляется государство Турция, на территории которого находится Константинопольский Патриарх.

В 1923-м правительство Турции принимает новый григорианский календарь и требует от Константинопольского Патриарха Мелетия издать распоряжение о принятии Константинопольской Церковью новоюлианского или григорианского календаря. И патриарх Мелетий, к большому сожалению, принимает новоюлианский календарь. Мало того, он становится ярким приверженцем этого календаря, пытается ввести его во многих ближневосточных и европейских Церквях. И надо сказать, что ему это удается.

На нынешний день четыре Поместных Православных Церкви из 15-ти придерживаются старого юлианского календаря. Это Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православные Церкви. Все остальные начиная с 1920-х гг. переходят на новоюлианский календарь.

В чем опасности григорианского календаря?

Проблема календаря — это проблема традиции, а не догматической чистоты веры. Она не касается основ вероучительных истин. Соответственно, не считается еретической или отступнической. Но для народа, который привык следовать традиции, она очень важна. Ведь Церковь живет не только Писанием, но и Преданием — всем тем церковным опытом, который нам передали святые отцы и который мы храним вот уже две тысячи лет. Церковный устав, который начал формироваться с IV века, выработал книгу, которая именуется Типиконом. В ней содержатся правила распорядка церковной жизни (вплоть до трапез, снов), совершения церковных богослужений. В том числе в него входят виды совмещения богослужений, а именно: как служить, если, например, Благовещение выпадает на Пасху (Кириа Пасха) или если какой-то праздник выпадает на первую или третью седмицу (неделю) Великого поста и пр. Всё это выработано церковной практикой уже более тысячи лет назад. Если перевести Церковь на новоюлианский календарь, то Кириа Пасха вообще никогда не будет выпадать, но тогда Благовещение может припасть на первую неделю Великого поста, а в Типиконе ни слова об этом не сказано. И таких проблемных примеров можно привести немало.

Когда идет дискуссия о приоритетности нового или старого стиля, всегда приводят один пример. Если бы Церковь жила по новому стилю, в случае поздней Пасхи Петров пост мог бы полностью упраздниться. Упразднение поста — серьезное нарушение церковного устава, который наша Святая Православная Церковь выработала и вручила в наше хранение для водительства нас ко спасению.

Переход на григорианский календарь приводит и к серьезным каноничным нарушениям, ибо апостольские правила не разрешают праздновать Святую Пасху ранее иудейской пасхи или даже в один и тот же день с ней. 7-е правило говорит: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен из священного чина». Григорианский же календарь приводит католиков к нарушению этого правила самым непосредственным образом. Они праздновали Пасху прежде иудейской в 1864, 1872, 1883, 1891 гг., а вместе с иудеями: в 1805, 1903, 1927, 1981. И уже в наши 2000-е годы они праздновали Пасху и раньше иудейской, и вместе с ними.

Нужно задуматься над тем, что Господь вручил нам. И нужно помнить о том, что Благодатный Огонь сходит на нашу православную Пасху, которую мы празднуем по юлианскому календарю. Поэтому, по моему глубокому убеждению, мы обязаны хранить то, что нам передала наша Святая Церковь, и не вводить никаких новаторских идей, так как это приведет только к соблазну, разделению и ни в коем случае не даст Церкви той пользы, на которую надеются те, кто хочет всяческих нововведений в Церкви.

Перейти к верхней панели